Наступившему году Козы не удалось забодать цены на автомобильное топливо. В Москве средняя цена литра бензина достигла уже 32,92 рубля за АИ-92 и 35,77 рубля за АИ-95, а обычной солярки — 34,77 рубля.

Президент ругается, а цены растут

Шесть причин подорожания бензинаДа что там год Козы, если цены не сдулись даже после резкого окрика главы государства в адрес нефтяников! Нет, конечно, поначалу они испугались, но затем снова пошли в наступление на кошелек потребителя. И не только в богатой Москве, но и по всей России.

Тенденцию роста подтверждает мониторинг цен, проведенный Московской топливной ассоциацией в первые – заметьте, праздничные! – недели нового года. То есть, когда вместе с россиянами «отдыхала» и российская экономика. Однако это нисколько не смутило внутренний топливный рынок. Как показал мониторинг, за период с 29 декабря по 12 января цена литра автомобильного топлива (и дизельного, и бензина) подросла в среднем на 8-9 копеек. Подчеркнем — в течение двух нерабочих недель.

Даже если предположить, что цены и дальше будут расти по этому минимуму, к концу года литр топлива подорожает на 2-2,5 рубля. Это, конечно, был бы тот самый «разумный рост», который предрекал на 2015 год после «налогового маневра» вице-премьер Аркадий Дворкович. Однако удержать рост цен в пределах обещанных вице-премьером 10% вряд ли удастся. Российская экономика устроена так, что бензин у нас дорожает несмотря на то, что мировые цены на нефть падают.

Почему же бензин дорожает?

Причин несколько.

Первая – в 2015 году Россия должна отказаться от бензина стандарта «Евро-3» и перейти на бензин «Евро-4». А это означает, что если переход произойдет, то из топливного баланса страны естественным образом выпадет большой объем дешевого бензина, который должен будет заменить более дорогой «Евро-4». Но поскольку нефтепереработка к такому резкому переходу не готова, то будет не хватать и дорогого «Евро-4», и он станет дорожать. Одновременно с этим ожидается рост акцизов, и это вторая причина.

К третьей причине относится негативное влияние на цены слабеющего рубля. Причем тут можно отметить своеобразный парадокс: если рублевые цены перевести в доллары, то никакого резкого подорожания топлива вроде как и нет, резкое подорожание отмечается только в рублевом исчислении цен. Но это так, к слову. Бензин-то на АЗС мы покупаем за рубли, а не доллары.

Четвертая причина – это уже доставшая всех тенденция, имя которой «резкое падение цен на нефть на мировом рынке». Но особенно она достала российскую экономику с ее бюджетом, подсаженным на нефтяную иглу. Чтобы компенсировать утраченную прибыль за рубежом, российские нефтяники вынуждены повышать цены на продукты перегонки на внутреннем рынке.

А тут еще «налоговый маневр», благодаря которому, а точнее – увеличению налога на извлечение из недр полезных ископаемых, правительство России намерено компенсировать потери бюджета от снижения экспортных пошлин на нефть. Однако у маневра есть и вторая — «темная» сторона, и это пятая причина роста цен: нефтепереработка внутри страны сокращается ради увеличения экспорта сырой нефти, а нехватка нефтепродуктов неизбежно вызывает рост их стоимости.

Шестой причиной подорожания автомобильного топлива по той же схеме (вывозные пошлины на нефть снижаются – растет привлекательность экспорта) является необходимость унификации экспортных пошлин в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Она произойдет как раз в 2015 году. Все три страны будут руководствоваться казахстанскими нормами, что потребует от России снизить собственные пошлины в пять раз. Рост экспорта вызовет нехватку нефтепродуктов на внутреннем рынке. В этих условия подорожание бензина и солярки просто неизбежно.