Распространено мнение, что аккумуляторы не подлежат восстановлению. На самом деле это всего лишь миф. Не удаётся реанимировать АКБ только тем, кто не обладает достаточным количеством знаний, либо умений. Так что не спешите переплачивать, покупая китайский ширпотреб. Если у вас есть пусть и старый, но фирменный аккумулятор, то он проработает не меньше, а может и больше китайского. Главное, правильно его восстанавливать. Что нужно делать? Для начала нам потребуется старый аккумулятор.

Приведём список всех необходимых вещей:

Аккумуляторная батарея· Электролит (плотность номинальная или повышенная).

· Очищенная вода.

· Маленький ареометр (прибор, который измеряет плотность раствора).

· Зарядка для аккумулятора, которая даёт малые токи (от 0,05 до 0,4А). Можно попробовать соорудить подобное устройство из подручных средств.

· Присадка для десульфатации. Пример такой присадки: «Мечта» от производителя «КУЛОН» Санкт-Петербург.

· Небольшая резиновая груша (в народе «клизма») и пипетка.

Чтобы восстановить АКБ, нужно понять, почему она испортилась. Причин может быть несколько:

— пластины аккумулятора чрезмерно покрылись сульфатами. Результатом становится то, что ёмкость приближается к нулю;

— пластины начали разрушаться. Определить это можно по виду электролита – он становится чёрным;

— пластины замкнулись. Замыкание происходит вследствие выкипания одной из секций, из-за чего другая попросту перегревается;

— аккумулятор перемёрз. Определить проблемы можно по внешнему виду – бока будут раздуты, кроме того, электролит моментально закипает при попытке его зарядить. К сожалению, этот вариант не подлежит восстановлению.

Начнём с проблемы, вызванной замыканием. Важно не пытаться зарядить аккумулятор. Начинать нужно с промывки. Для этого используется чистая вода. АКБ можно ворочать и трясти, это не принесёт новых повреждений. Мытьё заканчивается, когда перестаёт выходить чёрная субстанция (выгоревший уголь). Промывка должна устранить замыкание. Далее, следует определить, не положено ли начало разрушению пластин. Любой мусор из аккумулятора необходимо извлечь. Когда внутри батарея полностью очищена, устраняются сульфаты с пластин. Делать это нужно по инструкции к присадке.

Предлагаем один из вариантов последовательности действий:

1. Заполняем аккумулятор электролитом, номинальным по плотности.

2. Заливаем присадку. Количество определяем согласно инструкции с учётом объёма АКБ.

3. Выдерживаем 2 суток. Это необходимо для того, чтобы лишний воздух вышел из секций под напором электролита, а присадка успела раствориться. По истечении положенного времени можно долить электролит, если есть необходимость. Присадку можно растворять заранее, если её качество позволяет это сделать.

4. Снимаем пробки и подключаем зарядку. Но не нужно спешить заряжать! Для начала будет неплохо сделать несколько циклов «зарядился-разрядился». Подобного рода тренировка позволяет вернуть аккумулятору былую ёмкость. Ток зарядки должен быть 0,1 Ампер. Очень важно не дать электролиту закипеть, перегреться. При необходимости допускается снизить заряд. Зарядку производим до 2,4 В для каждой секции. Суммарный заряд по итогу должен выйти около 14 Вольт.

5. На этом зарядка ещё не окончена. Теперь силу тока нужно уменьшить в 2 раза. Нет смысла продлевать зарядку в случае, когда плотность раствора и напряжение на клеммах два часа не меняются.

6. Чтобы плотность стала номинальной, доливается электролит с повышенными показателями. Или вода, при необходимости.

7. Следующим шагом будет разрядка лампочкой до той поры, когда напряжение станет по 1,7 В на каждой клемме. Получается, что для аккумулятора в 12 вольт общее напряжение составит 10,2 В, для шестивольтового это будет цифра 5,0. У нас достаточно данных, чтобы вычислить ёмкость. Следующий пункт выполняем в случае недостижения номинальной величины ёмкости.

8. Повторяем действия снова и снова до тех пор, до того момента, когда ёмкость не станет достаточной.

9. Доливаем присадку. Остаётся только закрыть входы.

Аккумулятор снова в строю! Такая восстановленная батарея способна работать надёжнее, чем некоторые китайские агрегаты.

Чтобы АКБ прослужила подольше нужно выполнять несколько нехитрых правил:

· Необходим тщательный контроль уровня и плотности электролита. Это нужно делать два раза в сезон и чаще. Электролит имеет свойство выкипать при перезарядке, поэтому может понадобиться доливка водой. В случае непогоды, особенно когда на улице очень холодно, плотность электролита нужно повышать. Важно не переборщить и не переступить рубеж в 1,3.

· В холодном гараже аккумулятору не место. Если батарея перемёрзнет, восстановить её уже не будет никакой возможности.

· Номинальный ток, необходимый для аккумулятора – 0,1 ампер-часов от ёмкости.