Автомобильные компании всегда хотели придумать способ освещать путь перед автомобилем во время его движения по затемненным дорогам. Использовались самые непредсказуемые варианты подсветки пути.
Например, первое время на машины крепились газовые лампочки, которые очень быстро затухали. Потом применяли пропановые лампочки. Потом -лампочки вакуумные с нитью накаливания. Потом стали применять лампочки галогеновые.
И вот теперь все крупные автомобильные заводы используют ксеноновые лампочки в машинах.
Первая ксеноновая лампочка для фар была разработана компанией Филипс и называлась она D2S.
Повсеместно высоко интенсивная лампочка или по-другому «ксеноновая лампа» стала использоваться в машинах в девяноста втором году прошлого столетия.
Фирма Филипс всегда была за безопасность движения и стремилась к более яркому освещению дороги.
Свет в ксеноновой лампочке более яркий из-за того, что светится газ, который появляется при разряде, возникающем у электродов. Электроды спрятаны в небольшой колбочке, наполненной ксеноном и различными солями под очень сильным давлением.
Световая температура ксеноновой лампочки составляет порядка четырех тысяч триста градусов по шкале Кельвина.
Обычная галогеновая лампочка имеет всего две тысячи восемьсот градусов по шкале Кельвина.
Понятие «световая температура» очень важно, оно показывает, какого уровня яркость возникает при освещении. Например, на Солнце световая температура достигает около пяти – шести тысяч по шкале Кельвина.
Ксеноновая лампочка по своим параметрам более приближена к свету Солнца, поэтому дает более натуральный, привычный для глаз человека свет.
Мощность потребления энергии у ксеноновых лампочек обычно в среднем составляет тридцать пять ватт. У обычной ламы мощность составляет пятьдесят пять ватт.
Световой поток, выделяемый ксеноновой лампочкой – три тысячи люменов, обычная лампа из галогена выдает полторы тысячи.
Срок работы лампочки из ксенона.
Обычно срок работы ламп из ксенона варьируется от двух тысяч восьмисот до четырех тысяч часов (то есть от 116 до 166 круглосуточных дней работы). Срок работы лампы галогеновой всего от ста до пятисот часов (то есть от 4 до 20 круглосуточных дней освещения).
Хорошо ли ведут себя лампы из ксенона на российских дорогах, полных выбоин и ям, на которых машина трясется и скачет? Ответ положительный. Ведь потому что в ксеноновых лампочках нет ниточки накаливания, которая могла бы оборваться, они более долговечны и практичны. Поэтому фары с ксеноновыми лампочками очень хорошо переносят наши дороги.
При освещении дороги лампочками из ксенона прекрасно увеличивается обзор водителя. Очень важно иметь прекрасный обзор при движении на машине вечером в сумраке или в дождь, туман или снег. По причине усиления световой температуры в два раза, человек за рулем прекрасно видит все вокруг машины, а также перед ней.
И кроме того свет, испускаемый ксеноновой лампочкой, позволяет видеть не только то, что непосредственно впереди на пути движения, но и предметы, расположенные по краям дороги (на обочине или придорожной полосе) на более далеком расстоянии от авто. Это помогает увидеть дорожные знаки, разобрать их значение, разобрать контуры пешеходов, планирующих перейти дорогу, чтобы в дальнейшем успеть соориентироваться и затормозить.
Более того ксеноновая лампочка не слепит водителя, не отражается от капелек дождя или тумана, потому что пучок света проходит очень свободно через туман и капельки дождя и освещает саму дорогу, ее полотно.
Ксеноновая лампочка совсем мало нагревается в отличие от галогеновой, которая почти сорок процентов тратит на тепло. Ксенон же – теряет всего семь процентов энергии. По сути галогеновая лампочка дает только 60% заложенной в нее энергии.
Какие минусы у фар с применением ксеноновых лампочек?
Их всего два:
Во-первых, они очень дорогие. И если у вас испортилась одна лампа, надо менять обе, ведь у новых лампочек другая световая температура, чем у использованных. Обычно лампочки белеют после двухсот часов их использования
Поэтому для ровного одинакового освещения меняйте обе лампочки.
Во-вторых, для использования этих лампочек надо иметь особый управленческий блок, который еще называют «блок-поджиг». Потому что для создания разряда электродов надо дать напряжение на лампочку очень высокое – двадцать пять тысяч вольт, а потом сохранять только восемьдесят вольт при частоте триста герц.
Можно ли подделать лампочки из ксенона? Как узнать, что ваша лампа оригинальная?
Да, многие производители хитрят, выпуская в производство обычные лампочки из галогена, но с более ярким, голубым светом. Автовладельцы, любящие голубой свет ксенона, не сразу замечают разницу, потому что ксеноновая лампочка дает голубой свет, и галогеновая лампа тоже может давать такой же голубой оттенок.
Но достигается изменение света галогеновых ламп простым путем: саму колбочку изнутри подкрашивают в голубой цвет, поэтому создается такой эффект «под ксенон».
Конечно такие «фальшивые» лампочки дают еще меньше света в темное время, чем обычные, и еще они очень сильно греются. Достаточно тряски или попадания влаги на горячую лампочку, как колбочка трескается.
Многие компании — производители ламп пытаются улучшить качество галогеновых ламп, приблизив их свечение к ксеноновым. Но пока безрезультатно. Конечно, кое-что обновленное из галогеновых ламп намного лучше обычных, но им еще далеко до ксеноновых лампочек.
Ксеноновые лампочки очень легко монтируются, их можно свободно снять из фар при отчуждении автомобиля, заменив на обычные. Для достижения качественного света рекомендуется использовать блоки и лампочки одного производителя.
Наиболее серьезные компании, занимающиеся производством лампочек из ксенона, а также блоков управления, это Osram — Hella — Bosch – Philips – Matsushita — PIAA.
Как видно из названия в основном ксеноном занимаются немецкие и корейские компании. Первопроходцами были немецкие Osram, а также Philips. По сути компании Hella и Philips производили одинаковую продукцию, одна компания специализировалась на лампочках, а другая собирала управляющие блоки для них.
Затем в начале двадцать первого века ксеноновые лампочки стали производить корейцы и достигли неплохих результатов. Корейские лампочки более светлые, световая температура их значительно превышает аналоги у немцев. При изготовлении ксеноновых лампочек корейцами используются различные цоколи, а не только два вида, как у немцев. Что конечно удобно для разных машин.
Световая температура ксеноновых ламп корейцев может достигать и пятнадцати тысяч по шкале Кельвина.
Если на вашем авто установлены лампочки H4, то лучше поставить корейские лампочки с цоколем H4 и специальной шторочкой. Или, например, можно использовать переходник и лампочку D2S. Правда, при таких вариантах возможны сложности с переключением освещения с ближней подсветки на дальнюю подсветку.
Есть еще вариант – поставить на машину биксеноновые лампочки, благодаря чему можно сохранить и ближнее освещение, и дальнюю подсветку. В биксеноновых лампочках используются сразу два разряда электродов, поэтому они еще ярче, чем обычные ксеноновые лампочки.
Корейские лампочки из ксенона создаются с прозрачной колбочкой или колбочкой с голубым цветом. Световая температура таких лампочек варьируется от пяти тысяч двести по Кельвину до пятнадцати тысяч по Кельвину. Это показатель даже больше чем световая температура Солнца.
Биксеноновые лампы изготавливаются фирмами Polar и Catz, Pro light и Xenotex.
Некоторые автомобилисты задают вопросы, в чем разница между ксеноновой лампочкой D2S и другой ксеноновой лампочкой — D2R.
Отличия между лампочками D2S и D2R совсем незначительные. Первая обычно употребляется для оптики с линзами, вторая — для оптики с рефлекторами.
У первой лампочки спектр свечения более яркий и белый. Вторая с более спокойным светом.
Поэтому все больше и больше автомобилистов устанавливают на свои машины ксеноновые лампочки. Правда, есть еще один небольшой минус для водителей. При встречном движении ксеноновая лампочка настолько яркая, что может ослепить Вас при попадании в зеркало дальнего вида или на встречной полосе.
Поэтому рекомендуется устанавливать фары с ксеноновыми лампами на самый низкий уровень, как если бы Ваша машина была очень загружена грузом, чтобы не было неудобно другим автомобилистам, и не создавались опасные ситуации на дорогах.
Или отрегулировать фары таким образом, чтобы свет не был неприятен другим. Можно использовать, например, лампочки со световой температурой не более шести тысяч по Кельвину.
Для защиты себя в машине от ослепления фарами можно установить зеркала дальнего вида с напылением, поглощающим яркий свет или одевать специальные защитные очки.